актуальная
фило
софия
Уход от антропоцентрических моделей оказал особое влияние на новые философские проекты. С одной стороны, это смещение неизбежно должно было затронуть эпистемологическую ситуацию, сложившуюся в философии раннего Нового времени, когда познание стало формулироваться в субъектно-объектных отношениях, где, по известному замечанию М. Хайдеггера, под «субъектом», что в прямом переводе означает лежащее в основании, начинают иметь в виду человека, причём именно как самосознающего и рационального.

Таким образом, очевидно, что новоевропейская метафизика и классическая эпистемология неразрывно связаны с идеей разума и человека как основания, если не онтологического, то по крайней мере эпистемологического. Это положение человека (сводящегося к res cogitans) усилилось в философском проекте Канта, где трансцендентальное содержание субъекта эксплицитно полагается в основание явленного мира. В попытках преодолеть дуализм (вещь-в-себе и явление) Канта, возникли различные стратегии отказа от вещи-в-себе, которые окончательно перевели онтологию в эпистемологию, отменяя последнюю инстанцию, в которой субъект указанным основанием не выступал.

Если раньше трансцендентальные структуры определяли содержание опыта, то теперь этот опыт и вовсе лишился референта или, другими словами, объекты свелись к сумме своих взаимодействий, все качества (если пользоваться терминами Локка) стали вторничными. И тем самым, по выражению Квентина Мейясу, мы утратили Великое Внешнее. В этом движении от первого шага — тезиса, что содержание опыта в какой-то степени обусловлено способностями познающего, ко второму, агностицизму — вещи сами по себе существуют, но у нас нет к ним никакого доступа, наш опыт их неизбежно искажает, и последнему — вещей самих по себе не существует, это конструкт, вещь представляет собой ни что иное как набор взаимодействий, утрачивается внешнее, мир вне наблюдателя.

И это безусловно идеалистическая картина мира, которая сегодня по-прежнему является интеллектуальным мейнстримом (например, в столь распространённых идеях социального конструктивизма). Этой большой и давней философской традиции пытаются противостоять спекулятивные реалисты, а также другие философские проекты, среди которых также можно назвать и новый материализм. Разуму, идеализму, релятивизму новые проекты противопоставляют материю, стихии, чувственность и аффекты. Работа лаборатории будет посвящена именно таким философским проектам, а также тому диалогу, в который они вступают с классической философской традицией.
Заявка на обучение
ФИО
Телефон
Электронная почта