ОБУЧЕНИЕ
Передача знаний
Сегодня любая образовательная институция — это больше, чем получение профессии. Это образовательная среда, которая погружает человека в поле современных теорий и практик.
В основе нашей программы лежит идея, что образование — это не прямая передача информации от одного человека к другому, потому что знания и информация — разные вещи.

Отказавшись от идеи прямой передачи знания, мы встаем на очень интересный путь — создания образовательной среды. И сразу понимаем, что не существует никаких правил, по которым эта среда должна создаваться. Мы можем только путем некоего эксперимента прийти к процессу погружения в эту среду.

Перед нами встаёт вопрос — как один человек может коммуницировать с другим, чтобы возникала некая образовательная искра?
Курсы
"Введение в исследования науки и технологий (STS)"
Курс посвящен актуальному междисциплинарному направлению "исследования науки и технологий" (STS) – которое появилось в поле социальных наук в конце 60-х – начале 70-х годов XX века в Европе и США. Ведущими представителями STS Б. Латур, Дж. Ло, А. Мол, М. Калллон, В. Байкер, Т. Пинч, М. Коллинз. Целью этих исследований является понимание взаимного влияния технонауки и общества. В курсе будут проанализированы основные теоретических допущения STS: конструкция, гетерогенность и множественность. Во-первых, исследователи технонауки делают акцент на том, что научные факты и технологические артефакты – суть объекты, созданные людьми из тех или иных материалов, а также с помощью тех или иных акторов. Объекты технонауки – конструкции, а не естественная часть природы или истории; они результат действий людей. Во-вторых, конструирование реальности не может быть произвольным, оно ограничивается рядом факторов, в том числе так называемым «сопротивлением материалов», то есть способностью объектов оказывать ответное воздействие. В этой связи для STS важным понятием является понятие онтологии, обозначающее, с одной стороны, конструкционный характер, а, с другой стороны, – реальность сопротивления акторов, а не интерпретацию и воображение реальности. При этом в последнее время воображение и воображаемые объекты являются высокой ставкой в STS. Наконец, в-третьих, интерес в исследованиях науки представляют альтернативные «сложившейся» ситуации проекты. В этом смысле реальность является ситуативной, множественной и незавершенной. Акцент в курсе будет сделан на дискуссиях о роли нечеловеческих сущностей (акторов) в построении множественной и гетерогенной социотехнической реальности.

Денис Сивков — кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии ИОН РАНХиГС.
"Онтологический поворот в антропологии"
Курс посвящен онтологическому повороту в социальной и культурной антропологии теоретическим концептуализациям и эмпирическим исследованиям индигенного опыта взаимодействия с нечеловеческими сущностями (животными, растениями, духами, материальными предметами). Онтологический поворот в концепциях Ф. Дескола, Э. Вивероса де Кастро, М. Педерсена, Э. Кона, Б. Латура, М. Тоссига, Т. Инголда, А. Цзин, Э. Повинелли выстраивается вокруг понятий анимизма, тотемизма и перспективизма, выражающих возможность признания нечеловеческих акторов в качестве личностей, обладающих языком, интенциональностью, самосознанием и прочими "слишком человеческими" характеристиками. Акцент в курсе будет сделан на связи онтологического поворота с постколониальными и экологическими проблемами, а также с критикой антропоцена.

Денис Сивков — кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии ИОН РАНХиГС.
"Антропология космоса"
В курсе будет представлен исторический, теоретический и методологический экскурс в попытки социальной и культурной антропологии проникнуть в область изучения и освоения космоса. Эти интервенции парадоксальны, так как пытаются обойти ключевое методологическое требование этнографии - длительное присутствие в исследуемом месте или сообществе. При этом космос как одновременно "радикально иное" и "знакомое земное" позволяет антропологии (пере)изобрести свой концептуальный аппарат в исследованиях племен космонавтов и сообществ энтузиастов, орбитальной повседневности и космического воображения, утопии и научной фантастики, НЛО и поиска внеземных цивилизаций (SETI). Акцент в курсе будет сделан на попытках концептуализировать взаимодействия с нечеловеческими сущностями и существами в контексте изучения и освоения космоса.

Денис Сивков — кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии ИОН РАНХиГС.
"Пантеон мозга, мертвые головы и ауратроника: пограничные практики советской кибер-культуры"
Кибернетический стиль мышления, с его акцентом на автоматизации, контроле и программируемости, проникает во все сферы интеллектуальной деятельности современного общества. Теоретики культуры, философы и социальные критики все чаще говорят об алгоритмах, машинном обучении, синтетическом интеллекте и автоматизации труда. Данный курс намерен показать побочный эпизод в истории развития кибернетической культуры — советские дискуссии и практики вокруг «новой науке» как способе социальной инженерии и проектирования утопического будущего. Дискуссии вокруг диалектико-материалистической трактовки информации, возможности телепатической радиопередачи мысли, попытки изучения гениальности, запечатленной в бороздах мозгов основателей советского государства, теория палеоконтакта, ксенотрансплантационные технологии продления жизни, оживление мертвых тел и отдельных органов — об этих и других историях пойдет речь в этом курсе. С опорой на концептуальные ресурсы современной пост- и ингуманистической философии, теории медиа и технологий, этот курс покажет, как были устроены материально-дискурсивные формации советской кибер-культуры и чем полезно изучение ее паранаучных практик для современных исследований культуры и общества.

Максим Мирошниченко — кандидат философских наук, научный сотрудник ИГИТИ НИУ ВШЭ, старший преподаватель кафедры биоэтики ЮНЕСКО при РНИМУ.
"Введение в феминистскую философию и искусство"
Семинар по текстам: Тейлор-Милль, Розы Люксембур/ Коллонтай, Бовуар / Фридан, Малви/Липард, Харауей/Сачман.

Алла Митрофанова — философ, кибер-теоретик, одна из создательниц киберфеминистского интернационала, автор текстов о теории технологически опосредованной культуры в сборниках Медиафилософия (СПбГУ), Медиаархеология под ред. Зигфрида Зелинского (Кельн), а также по феминистской философии в журналах n.
"Как сплетать новый материализм"
Семинар по текстам: Делеза, Деррида, Вики Кирби, Сиксу, Латура, Аннмари Мол, Беннет, Туин, Аристархрвой, Бихар.

Алла Митрофанова — философ, кибер-теоретик, одна из создательниц киберфеминистского интернационала, автор текстов о теории технологически опосредованной культуры в сборниках Медиафилософия (СПбГУ), Медиаархеология под ред. Зигфрида Зелинского (Кельн), а также по феминистской философии в журналах n.
"Методы и проблемы исследований"
Этот курс — серия разноплановых мастерских, дискуссий и практикумов, посвящённых эмпирической работе. Часть из них — о конкретных методах: интервью, цифровой этнографии и анализу контента, а также их связи с теориями и исследовательскими программами. Часть — более общим вопросам: этическому и политическому в методологии, выбору темы и последствий исследований, вопросу о том, что такое результат. В рамках курса мы будем делать небольшие задания, чтобы понять, как разные методы и их проблемы живут в нашей жизни и что они представляют собой как инструменты. Потом мы будем обсуждать их и применять к исследовательским проектам слушателей МАШ.

Полина Колозариди — кандидат социологических наук, исследователь НИУ ВШЭ, координатор Клуба любителей интернета и общества.
"Интернет исследования"
У этого курса три темы, три фокуса.
1. Как понимают интернет разные люди и группы (учёные, политики, художники). Мы будем изучать тексты об этом и делать свои исследования во время курса.
2. Критический подход к истории интернета. Мы посмотрим на то, как менялся интернет, и как отличается подход к его истории в разных ситуациях и странах.
3. Антропология практик, связанных с интернетом. Мы будем разбирать академические и художественные проекты, которые предлагают смотреть на интернет как отдельную категорию, в связи с которой живёт человек.

Полина Колозариди — кандидат социологических наук, исследователь НИУ ВШЭ, координатор Клуба любителей интернета и общества.
"Современные тенденции и направления зарубежной философии"
В учебном курсе предполагается рассмотреть ряд направлений современной философии и теоретической культурологии, которые не просто оставили свой след в интеллектуальных дебатах последних десятилетий, но по-прежнему актуальны для анализа явлений современной мировой культуры. В фокусе внимания окажутся такие школы, как философская деконструкция (Жак Деррида и Филипп Лаку-Лабарт), феноменология (Жан-Люк Марьон, Мари-Жозе Мондзен), марксистская теория культуры (Фредрик Джеймисон, Сюзан Бак-Морс, Реймонд Уильямс). Специального внимания заслуживают теории визуального, которыми занимаются философы и культурологи, придерживающиеся разнообразных теоретических позиций – от Жиля Делёза с его оригинальной концепцией знака до Джонатана Крэри, исследующего основные модели восприятия в духе фукианской археологии гуманитарных наук. Понимание происходящих культурных перемен будет неполным без анализа нового субъекта социального действия, а именно масс, приводящих к сдвигам в общемировом масштабе. Здесь по-прежнему авторитетными остаются Майкл Хардт и Антонио Негри, концептуализирующие саму динамику социальных изменений, а также Жан-Люк Нанси с его неординарной версией глобального сообщества.

Елена Петровская — кандидат философских наук, заведующий сектора эстетики ИФ РАН.

"Проблема антропоцена: человек и/или планета"
Курс Николая Смирнова изучает взаимоотношения человека и Земли в контексте проблемы антропоцена. Что представляет собой антропоценовый клинч, какую роль здесь играет антропоцентризм, доминирующие системы знания и пространственные вопросы, а именно взаимоотношения человека с планетой? Особое внимание будет уделено рассмотрению веера возможных выходов из сложившейся кризисной ситуации. Ведь разные геокультуры и традиции мысли предлагают разные пути решения проблемы: от новых «плоских» и «темных» онтологий современной западной мысли до ноосферного социализма в традиции русской философии и различных альтернативных «незападных» онтологий, таких как интегральная йога или анимизм.

Николай Смирнов (Nikolay Smirnov) работает как художник, куратор, географ и исследователь с теоретическими фикциями касательно пространственных практик и репрезентаций пространства в искусстве, науке, музейной практике и повседневности. Его деятельность выражается в анализе и воплощении комплексных нарративов в форме текстов, выставочных диспозитивов или фильмов.

Член научных экспедиций и бывший сотрудник лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (Якутск-Москва).

Куратор проектов Метагеография и Вечная мерзлота (Нулевая Арктическая биеннале, Якутск, 2016). Николай Смирнов дважды был номинирован на премию Инновация совместно с Кириллом Светляковым и Дмитрием Замятиным.

Участник основных проектов 5 Уральской Биеннале (2019, куратор Шаоюй Вэн) и 2 Рижской Биеннале (2020, куратор Ребекка Ламарш-Вадель). В 2018 получил стипендию Pernod Ricard
Преподаватели
В чем новизна нашего подхода? Мы не ставим жестких требований большинству преподавателей. Мы считаем, что преподаватель играет совершенно особую функцию: он не передает знания, он становится проводником для человека, "медиумом", который соединяет человека и области культуры, звука, менеджмента и так далее. Он не может предлагать человеку знания в авторитарном ключе.

Приглашая ведущих преподавателей, мы предполагаем, что это люди, которые будут давать некое видение, картину мира.

Ценность такого подхода в том, что студент получит не просто конспект, а некие векторы, по которым он сможет развиваться внутри гуманитарного поля. Потому что очень важно не только прочесть книгу, но и понимать, какие книги нужно читать дальше, чтобы найти ответы на вопросы или сформировать те или иные компетенции.


Пространство
МАШ обладает современной инфраструктурой для реализации любых образовательных проектов. Общие пространства включают в себя 17 000 квадратных метров аудиторного фонда, библиотеку с 60 тысячами книг, театрально-концертный зал, малый зал-амфитеатр для лекций, современную телевизионную студию, спортивные площадки и информационно-культурный центр.
Учебный процесс
В МАШ функционирует 3 лаборатории:
"Posthuman", "Медиа&Техника" и "Актуальная философия".

Вы будете свободно посещать занятия всех трех лабораторий, однако обязательно должны прикрепиться к той, в рамках которой будете защищать итоговый проект.
Расписание
1
Понедельник
I пара: 18:30-20:00
II пара: 20:15-21:45
Занятия лаборатории
"Posthuman"
2
Вторник
I пара: 18:30-20:00
II пара: 20:15-21:45
Занятия лаборатории
"Медиа&Техника"
3
Четверг
I пара: 18:30-20:00
II пара: 20:15-21:45
Занятия лаборатории
"Актуальная философия"
4
Пятница
I пара: 18:30-20:00
II пара: 20:15-21:45
Научно-исследовательский семинар
Стоимость и сроки обучения
Очная форма обучения:

Срок обучения - 2 года.
Стоимость одного года обучения - 110 тыс руб.

Дистанционная форма обучения:
Срок обучения - 2 года.
Стоимость одного года обучения - 80 тыс руб.


Обучение можно оплачивать по семестрам.


Заявка на обучение
ФИО
Телефон
Электронная почта
Комментарий
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.
http://antropolog.moscow/privacypolicy