ОБУЧЕНИЕ
Учебный процесс
Занятия в рамках основной двухгодичной программы проходят 2-3 раза в неделю. Доступны оффлайн- и онлайн-форматы обучения. Посещение занятий оффлайн является обязательным для московских студентов школы. Занятия проходят в аудиториях Московского международного университета по адресу Ленинградский проспект, 17 (за исключением занятий, которые сами преподаватели проводят онлайн). Студенты из других городов имеют возможность подключиться к тем же занятиям через Zoom-конференции.

МАШ не является художественной школой, но в качестве проекта при поступлении в школу и итоговой работы может быть выбран художественный проект, релевантный темам и вопросам, изучаемым в МАШ. Отчётность по каждому из курсов определяется самими преподавателями. По итогам первого года обучения студенты должны предоставить промежуточные результаты своей работы над проектами.

В течение каждого года обучения студенты могут получить четыре консультации по своему проекту с преподавателями школы, две из которых должны быть с научным руководителем. Для записи на консультацию необходимо оповестить администратора школы и заранее отправить преподавателю материалы по своему проекту для ознакомления.

Итогом обучения в рамках двухгодичной программы должна стать академическая статья или реализованный художественный проект, согласованные предварительно с научным руководителем.
Курсы лекций и семинары
Курс посвящен актуальному междисциплинарному направлению "исследования науки и технологий" (STS), которое появилось в поле социальных наук в конце 60-х – начале 70-х годов XX века в Европе и США. Ведущими представителями STS являются Б. Латур, Дж. Ло, А. Мол, М. Калллон, В. Байкер, Т. Пинч, М. Коллинз. Цель этих исследований - понимание взаимного влияния технонауки и общества. В курсе будут проанализированы основные теоретических допущения STS: конструкция, гетерогенность и множественность.

Во-первых, исследователи технонауки делают акцент на том, что научные факты и технологические артефакты суть объекты, созданные людьми из тех или иных материалов, а также с помощью тех или иных акторов. Объекты технонауки – конструкции, а не естественная часть природы или истории; они результат действий людей.

Во-вторых, конструирование реальности не может быть произвольным, оно ограничивается рядом факторов, в том числе так называемым «сопротивлением материалов», то есть способностью объектов оказывать ответное воздействие. В этой связи для STS важным понятием является понятие онтологии, обозначающее, с одной стороны, конструкционный характер, а, с другой стороны, – реальность сопротивления акторов, а не интерпретацию и воображение реальности. При этом в последнее время воображение и воображаемые объекты являются высокой ставкой в STS.

Наконец, в-третьих, интерес в исследованиях науки представляют альтернативные «сложившейся» ситуации проекты. В этом смысле реальность является ситуативной, множественной и незавершенной. Акцент в курсе будет сделан на дискуссиях о роли нечеловеческих сущностей (акторов) в построении множественной и гетерогенной социотехнической реальности.

Денис Сивков — кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии ИОН РАНХиГС.
Курс посвящен онтологическому повороту в социальной и культурной антропологии теоретическим концептуализациям и эмпирическим исследованиям индигенного опыта взаимодействия с нечеловеческими сущностями (животными, растениями, духами, материальными предметами). Онтологический поворот в концепциях Ф. Дескола, Э. Вивероса де Кастро, М. Педерсена, Э. Кона, Б. Латура, М. Тоссига, Т. Инголда, А. Цзин, Э. Повинелли выстраивается вокруг понятий анимизма, тотемизма и перспективизма, выражающих возможность признания нечеловеческих акторов в качестве личностей, обладающих языком, интенциональностью, самосознанием и прочими "слишком человеческими" характеристиками. Акцент в курсе будет сделан на связи онтологического поворота с постколониальными и экологическими проблемами, а также с критикой антропоцена.

Денис Сивков — кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии ИОН РАНХиГС.
В курсе будет представлен исторический, теоретический и методологический экскурс в попытки социальной и культурной антропологии проникнуть в область изучения и освоения космоса. Эти интервенции парадоксальны, так как пытаются обойти ключевое методологическое требование этнографии - длительное присутствие в исследуемом месте или сообществе. При этом космос как одновременно "радикально иное" и "знакомое земное" позволяет антропологии (пере)изобрести свой концептуальный аппарат в исследованиях племен космонавтов и сообществ энтузиастов, орбитальной повседневности и космического воображения, утопии и научной фантастики, НЛО и поиска внеземных цивилизаций (SETI). Акцент в курсе будет сделан на попытках концептуализировать взаимодействия с нечеловеческими сущностями и существами в контексте изучения и освоения космоса.

Денис Сивков — кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии ИОН РАНХиГС.
Кибернетический стиль мышления, с его акцентом на автоматизации, контроле и программируемости, проникает во все сферы интеллектуальной деятельности современного общества. Теоретики культуры, философы и социальные критики все чаще говорят об алгоритмах, машинном обучении, синтетическом интеллекте и автоматизации труда. Данный курс намерен показать побочный эпизод в истории развития кибернетической культуры — советские дискуссии и практики вокруг «новой науке» как способе социальной инженерии и проектирования утопического будущего. Дискуссии вокруг диалектико-материалистической трактовки информации, возможности телепатической радиопередачи мысли, попытки изучения гениальности, запечатленной в бороздах мозгов основателей советского государства, теория палеоконтакта, ксенотрансплантационные технологии продления жизни, оживление мертвых тел и отдельных органов — об этих и других историях пойдет речь в этом курсе. С опорой на концептуальные ресурсы современной пост- и ингуманистической философии, теории медиа и технологий, этот курс покажет, как были устроены материально-дискурсивные формации советской кибер-культуры и чем полезно изучение ее паранаучных практик для современных исследований культуры и общества.

Максим Мирошниченко — кандидат философских наук, научный сотрудник ИГИТИ НИУ ВШЭ, старший преподаватель кафедры биоэтики ЮНЕСКО при РНИМУ.
Феминистская философия развивает критическую эпистемологию неявных первоначальных допущений, служащих основанием для знания и практик в классических метафизиках и переосмысляет способы существования и взаимозависимость тела -культуры-истории. Основополагающим теоретическим инструментом стало изобретение многослойного гендерного анализа научного знания, культурного канона, взгляда, образа, пространства, текста. Феминистская теория пересекается с феминистским искусством, перформансом, экспериментальной литературой. Мы обсудим работы «амазонок» авангарда, стратегии женского письма, искусство «феминистской арт революции» американских 70х, феминистское искусство постсоветских 90х, арт активизм и перформанс, сайнс арт.

Семинар по текстам: Тейлор-Милль, Розы Люксембур/ Коллонтай, Бовуар / Фридан, Малви/Липард, Харауей/Сачман.

Алла Митрофанова — философ, кибер-теоретик, одна из создательниц киберфеминистского интернационала, автор текстов о теории технологически опосредованной культуры в сборниках Медиафилософия (СПбГУ), Медиаархеология под ред. Зигфрида Зелинского (Кельн), а также по феминистской философии в журналах n.
Семинар по текстам: Делеза, Деррида, Вики Кирби, Сиксу, Латура, Аннмари Мол, Беннет, Туин, Аристархрвой, Бихар.

Алла Митрофанова — философ, кибер-теоретик, одна из создательниц киберфеминистского интернационала, автор текстов о теории технологически опосредованной культуры в сборниках Медиафилософия (СПбГУ), Медиаархеология под ред. Зигфрида Зелинского (Кельн), а также по феминистской философии в журналах n.
Этот курс — серия разноплановых мастерских, дискуссий и практикумов, посвящённых эмпирической работе. Часть из них — о конкретных методах: интервью, цифровой этнографии и анализу контента, а также их связи с теориями и исследовательскими программами. Часть — более общим вопросам: этическому и политическому в методологии, выбору темы и последствий исследований, вопросу о том, что такое результат. В рамках курса мы будем делать небольшие задания, чтобы понять, как разные методы и их проблемы живут в нашей жизни и что они представляют собой как инструменты. Потом мы будем обсуждать их и применять к исследовательским проектам слушателей МАШ.

Полина Колозариди — кандидат социологических наук, исследователь НИУ ВШЭ, координатор Клуба любителей интернета и общества.
У курса три темы, три фокуса:

1. Как понимают интернет разные люди и группы (учёные, политики, художники).

2. Критический подход к истории интернета: как менялся интернет и как отличается подход к его истории в разных ситуациях и странах.

3. Антропология практик, связанных с интернетом. Мы будем разбирать академические и художественные проекты, которые предлагают смотреть на интернет как отдельную категорию, в связи с которой живёт человек.

Полина Колозариди — кандидат социологических наук, исследователь НИУ ВШЭ, координатор Клуба любителей интернета и общества.
В учебном курсе предполагается рассмотреть ряд направлений современной философии и теоретической культурологии, которые не просто оставили свой след в интеллектуальных дебатах последних десятилетий, но по-прежнему актуальны для анализа явлений современной мировой культуры. В фокусе внимания окажутся такие школы, как философская деконструкция (Жак Деррида и Филипп Лаку-Лабарт), феноменология (Жан-Люк Марьон, Мари-Жозе Мондзен), марксистская теория культуры (Фредрик Джеймисон, Сюзан Бак-Морс, Реймонд Уильямс). Специального внимания заслуживают теории визуального, которыми занимаются философы и культурологи, придерживающиеся разнообразных теоретических позиций – от Жиля Делёза с его оригинальной концепцией знака до Джонатана Крэри, исследующего основные модели восприятия в духе фукианской археологии гуманитарных наук. Понимание происходящих культурных перемен будет неполным без анализа нового субъекта социального действия, а именно масс, приводящих к сдвигам в общемировом масштабе. Здесь по-прежнему авторитетными остаются Майкл Хардт и Антонио Негри, концептуализирующие саму динамику социальных изменений, а также Жан-Люк Нанси с его неординарной версией глобального сообщества.

Елена Петровская — кандидат философских наук, заведующий сектора эстетики ИФ РАН.

Курс изучает взаимоотношения человека и Земли в контексте проблемы антропоцена. Что представляет собой антропоценовый клинч, какую роль здесь играет антропоцентризм, доминирующие системы знания и пространственные вопросы, а именно взаимоотношения человека с планетой? Особое внимание будет уделено рассмотрению веера возможных выходов из сложившейся кризисной ситуации. Ведь разные геокультуры и традиции мысли предлагают разные пути решения проблемы: от новых «плоских» и «темных» онтологий современной западной мысли до ноосферного социализма в традиции русской философии и различных альтернативных «незападных» онтологий, таких как интегральная йога или анимизм.

Николай Смирнов - член научных экспедиций и бывший сотрудник лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики (Якутск-Москва). Куратор проектов Метагеография и Вечная мерзлота (Нулевая Арктическая биеннале, Якутск, 2016), дважды номинирован на премию Инновация совместно с Кириллом Светляковым и Дмитрием Замятиным. Участник основных проектов 5 Уральской Биеннале (2019, куратор Шаоюй Вэн) и 2 Рижской Биеннале (2020, куратор Ребекка Ламарш-Вадель). В 2018 получил стипендию Pernod Ricard.
Кому уступят место автоматы, киборги и гибриды? К чему привело полувековое движение отказов от автора, поисков коллективной идентичности и децентрализации, в которое незаметно вплелись технологические сети, завязывая специфические медиа узлы? Практик медиаархеологии Зигфрид Цилински и политический теоретик Франко Берарди независимо один от другого обозначили 1970-ые как эмоциональный, политический, художественный и технологический рубеж, за которым постепенно открывалось нечто, подготавливающее новую субъективность. В рамках курса предполагается рассмотреть способы ее определения на различных уровнях: от биологического и даже геологического до суггестивно технологического.

Нина Сосна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора аналитической антропологии ИФ РАН, доцент ФГУ НИУ ВШЭ.
Кибернетический стиль мышления, с его акцентом на автоматизации, контроле и программируемости, проникает во все сферы интеллектуальной деятельности современного общества. Теоретики культуры, философы и социальные критики все чаще говорят об алгоритмах, машинном обучении, синтетическом интеллекте и автоматизации труда. Данный курс намерен показать побочный эпизод в истории развития кибернетической культуры — советские дискуссии и практики вокруг «новой науки» как способа социальной инженерии и проектирования утопического будущего. Дискуссии вокруг диалектико-материалистической трактовки информации, возможности телепатической радиопередачи мысли, попытки изучения гениальности, запечатленной в бороздах мозгов основателей советского государства, теория палеоконтакта, ксенотрансплантационные технологии продления жизни, оживление мертвых тел и отдельных органов — об этих и других историях пойдет речь в этом курсе. С опорой на концептуальные ресурсы современной пост- и ингуманистической философии, теории медиа и технологий, этот курс покажет, как были устроены материально-дискурсивные формации советской кибер-культуры и чем полезно изучение ее паранаучных практик для современных исследований культуры и общества.

Максим Мирошниченко — кандидат философских наук, научный сотрудник ИГИТИ НИУ ВШЭ, старший преподаватель кафедры биоэтики ЮНЕСКО при РНИМУ.
Социологическая теория вырастает из духа философии Нового времени, наследуя ключевые проблемы этой эпохи: Что такое общество? Как его можно изучать? Как изучение общественного порядка связано с его изменением? Вместе с тем, ответы на эти большие вопросы предполагается искать не умозрительно, а в содружестве с эмпирическими данными. Опора на фактический материал позволяет социологическим теоретикам конкретизировать отвлеченные философские положения и более пристально всмотреться в повседневность.

Курс посвящен социологической теории второй половины XX века – удивительному по творческой интенсивности времени. Это был период расцвета дисциплины, эпоха продуктивной работы целой плеяды социальных ученых из разных стран. Каждое направление или школа предложили собственные ответы на вопросы, доставшиеся от классиков. Разобраться в них – значит понять, на каком языке можно обсуждать проблемы существующих социальных структур и взаимодействий.
Курс предлагает разные линии размышления о гетерогенных средах – как они конституируются, вовлекаясь во взаимодействие и определяя способ жизни помещённых в них существ. Ограничения и возможности, возникающие во взаимодействии существа и среды, формируют экологию отношений в самых разнообразных контекстах – и в биоценозе, и в конструктивистском архитектурном проекте. В наших отношениях со средой многое связано с нечеловеческими семиотиками, разными типами знаков, материальностью ощущений, способами вложения информации (информирования) в объекты среды и её извлечения в усмотрении предлагаемых средой аффордансов. Поэтому опыт, разделяемый и распределённый, складывается в ходе сонастройки со средой, и процессы сонастройки становятся важнейшей частью и экологического мышления, и вспомогательных технологий, и опосредованной «заботы о себе». Исследуя эти процессы, мы рассмотрим прагматику дизайна среды и теорию средовых взаимодействий, перечерчиващую конфигурацию отношений разума и среды вне логики субъект-объектных оппозиций.

Встречи в рамках курса ведут философы Дмитрий Тестов и Александра Володина. Дмитрий сконцентрируется на проблеме человеческой среды в классической философской антропологии, понятии формы и информации в восприятии и проектировании среды, теории аффордансов Дж. Гибсона и экологии разума Г. Бейтсона; Александра предложит разные подходы к размышлению о проживаемом в среде опыте, о типах отношений, сборок и знаков, обращаясь к постструктуралистским теориям и антропологическим и биосемиотическим исследованиям.

Лаборатории 2021/22 учебного года


В 2021/22 учебном году МАШ открывает три авторские лаборатории для исследователей и художников. Поступление в каждую из лабораторий возможно отдельно от двухгодичной образовательной программы. Для студентов МАШ, поступивших на полный курс обучения, участие в одной из лабораторий по выбору является обязательным.
Исследователи и художники могут принять участие в работе лабораторий 2021/22 учебного года отдельно от двухгодичной программы обучения. Регулярность занятий в лабораториях будет определена самими ведущими лабораторий (раз в две недели или сессиями интенсивов). Для студентов основой программы обучения участие как минимум в одной из лабораторий является обязательным.



Подробнее о лабораториях