Илья Долгов, Ульяна Струговщикова
PLANT STUDIES
Курс состоит из двух отдельных, но связанных программ. Первую программу "Растениеводство и искусство: взаимная коррупция" представляет художник и растениевод Илья Долгов. Илья в своей художественной и исследовательской практике работает на стыке искусства, растениеводства и натурфилософии. В своих текстах и художественных работах Илья стремится инициировать соучастие в становлении природного. В рамках курса Илья будет сближать художественную и растениеводческую практики, исследуя тем самым растительное и человеческое, их связи и границы, рассказывая о своей практике отношений с растениями.

В ходе длительного и петляющего сближения своих художественной и растениеводческой практик я пришел к мнению, что для действительно глубокого взаимодействия и растениеводство, и искусство должны измениться под влиянием друг друга. В своем курсе я предложу поразмыслить над концептуальными и практическими вопросами, которые ставит подобное смешение разных практик. В каких условиях, на какой основе они могут чем-то обмениваться? К чему приводит подобный обмен? С чем мы, практикующие, будем иметь дело внутри этого процесса? Как ускользнуть от ловушек понятий «сложность» и «коммуникация»? Какой горький — и красивый — урок подготовили мучнистая роса и клещи-фитофаги? Какова позиция и этика человеческих сторон в растительно-художественной нестабильности? Какую пользу мы можем принести другим — и каким именно способом раскрошится наше понимание искусства?
Илья Долгов
Вторую программу "Растения и люди: исторический экскурс, современность, экосемиотика" представит философ, исследовательница в области био- и фитосемиотики Ульяна Струговщикова. Ульяна занимается исследованиями на стыке знакового обмена, нейробиологии и социологии растений. В рамках своего курса Ульяна расскажет, как открытия в области биосемиотики и нейробиологии растений развеивают миф о них как о немых и пассивных видах, покажет, как устроена коммуникативная и социальная жизнь растений, а также то, как все эти новые знания трансформируют отношения между растениями и людьми.

Таким образом, курс имеет общий предмет и фокус (агентность растений, их жизненные миры и наше с ними взаимодействие), однако в нем соприкасаются разные исследовательские практики: естественнонаучная, философская и художественная. В этих разнородных оптиках студентам предлагается схватить сложный мир растений и исследовать разные виды отношений с ними. В рамках курса есть практическая часть: студенты будут выращивать растения.

Мы живем в эпоху антропоцена - геологическую эпоху, характеризующуюся ускоряющимися темпами инновационной технологизации и растущей человеческой активностью, которая изменяет и разрушает экосистемы Земли. При этом в недрах крайнего антропоцентризма зреют экологические концепции нового диалога человека с природой, в которых природа действует как равноправный актор коэволюции человека и живого на Земле. Один из таких концептов - "Зеленый тренд", как некий мультиверс, распадающийся на разные направления, но имеющий общие рамки. Одна из задач тренда: трансформация отношений человека и животных, а теперь и человека и растений. Новые данные в области биологии растений позволяют выдвинуть на новый (агентный) уровень растительные организмы, вследствие чего ставятся новые экологические, этические и правовые вопросы.

В этой части курса мы рассмотрим эволюцию отношений человека и растений как субъект-объектных интеракций, поговорим об особенностях растительной телесности, погрузимся в их мир чувственных и социальных связей. Возьмем биосемиотику как инструмент, создающий субъект-субъектные отношения в коммуникации человек-растение, как один этап на пути к сапиозою - "эры мудрого человека".
Ульяна Струговщикова
Программа курса "Растениеводство и искусство: взаимная коррупция"
  1. Неоднородность растениеводства. Разнообразие и противоречия прагматик, этик, эстетик растениеводства. Проблема растениеводства в контексте художественной практики. Сциапоника: обзор практики.
  2. Встреча в странном месте. Взаимное разукоренение. Сциапонические кейсы: морфология и фенология. Симметрия влияний: перестройка художественной практики. Кейсы: лесная газета, мой подход в целом. Экология пустых оболочек.
  3. С чем мы работаем? Часть 1. Сложность. Соблазн сложности. Океаническое чувство. "Риф". Экосистемная сложность. История попыток и неудач. Сциапонические кейсы. Художественные кейсы. Проблема сложного как операционального понятия.
  4. Способ взаимодействия: грациозная причинность. Неудачи детерменистского подхода к растениеводству. Сциапонические кейсы. Концептуализация и практика альтернатив.
  5. С чем мы работаем? Часть 2. Коммуникация. Что происходит между нами и растениями. Уровни дискоммуникации. Метаболический дизайн. Теневые петли. Вспененное ничто. Ресурсы сонастройки.
  6. Нестабильность и привязанность. Пылающий архипелаг. Экология практик. Ассистирование привязанностям. Собственная привязанность.
  7. Тела растений, тела практик. Фреймворки и модульные системы. Текучие объекты. (Или как ускользнуть от постпроектной депрессии).
      Программа курса "Растения и люди: исторический экскурс, современность, экосемиотика"
      1. Исторический экскурс. Растения в монотеистических религиях, в разных культурах, философии, учение о сигнатурах.
      2. Новое время. Линней и Дарвины (отец и сын). Нейробиология растений: чувствительность растений, телесность и электрофизиология.
      3. Способы коммуникации растений.
      4. Биосемиотика и семиотичекий подход в биологии растений (фитосемиотика).
      5. Case study "Три сестры": симбиоз тыквы, кукурузы и фасоли.
      6. Интеллект растений. Сон растений. Искусственный интеллект. Интернет и Wood wide web. Плантоиды и экологический заход.
      7. Экосемиотика. Некоторые case studies Латинской Америки, и Дальнего Востока (РФ).
      8. Антропоцен и переход к новоцену (или сапиозою). Экологический кризис: Чернобыль и растения. Рощи-санктуарии и этические проблемы.